Перечень исходных ситуаций
Добавлено: Вс июл 27, 2008 5:59 pm
ТЕМА В ПРОЦЕССЕ РЕДАКТИРОВАНИЯ
Число веревок на отвесе вместе с положением зависания пострадавшего на них определяет исходную ситуацию и комплекс действий, необходимых спасателю для ее разрешения.
Очевидно, что каждый из перечисленных в теме "Общая классификация спасательных работ"
(viewtopic.php?t=281) принципиальных вариантов может иметь внутри себя различия по самым разным составляющим. При этом возможные сочетания дают нам не бесконечный, но довольно большой набор того, с чем можно столкнуться, оказавшись перед необходимостью оказать помощь кому-то зависшему на отвесе.
Давайте попробуем разобраться хотя бы в основных комбинациях. И начнем со спуска, так как при спуске происходит подавляющее число всех неприятностей на вертикалях.
Главное, что надо вычленить сразу - к чему (какой цепочке снаряжения) приложен вес зависшего
1. Варианты зависаний при спуске (1 веревка)
1.1 На самостраховке
При этом возможны следующие виды страховочных приспособлений
А. На зажиме одной из конструкций, присоединенном к обвязкам страховочным усом. При этом конструкция влияет на выбор варианта дальнейших действий.
Б. На схватывающем узле, расположенном выше ФСУ (чего греха таить, в горах и даже пещерах еще довольно часто можно встретить народ с верхними прусиками).
В. На нижнем схватывающем.
При всех вариантах нагружена рапель выше зажима, зажим, ус, присоединяющий его к обвязкам. ФСУ чаще всего нагрузки не несет.
Исключением является самостраховка нижним схватывающим, когда веревка в ФСУ и само устройство нагружены (спасибо Виталию за подсказку)
1.2. На автоблоканте.
Нагружено ФСУ и рапель над ним.
1.3. На любом типе спускового устройства, в которое попадают волосы, одежда или какие-либо неряшливые ремки.
Аналогично. Если даже спуск был с самостраховкой, самострах чаще всего не успевает натянуться - спускер зажевывает и тормозится раньше.
1.4. На любом типе спускового устройства, въехавшем в узел или спутку, с которыми спускающийся по каким-то причинам справиться не в состоянии.
Аналогично. Самострах не нагружен. Сидим на узле и только.
1.5. В кореме у промежуточного закрепления при Альпийской технике навески - в результате неуправляемого спуска или другим причинам.
В этом положении можно оказаться:
А. На нагруженном ФСУ,
Б. На дополнительном тормозном карабине (в случае отказа боббины),
В. На усе, если пострадавший упустил ФСУ, когда вместо нормальной страховки зажимом, страховался усом с карабином в корем.
Во всех случаях рапель нагружена как выше ФСУ, так и от него к ПЗ.
1.6. На отклоняющей оттяжке, которые применяются как в АСТ, так и IRT
Здесь возможны несколько вариантов:
А. ФСУ сидит в "кореме", образовавшемся у карабина оттяжки, при этом рапель нагружена и выше ФСУ, и ниже, так как такая ситуация возможна только если ниже есть ПЗ. Оттяжка тоже нагружена. Такая ситуевина получается, если проехать мимо оттяжки вниз. Для новичка может оказаться критично.
Б. Зависание на усе, встегнутом в оттяжку для ее перехода.
Этого категорически делать не надо! Но ведь делают... Конечно, когда оттяжки отклонения навешены неграмотно, с большими углами, без учета роста идущих следом и т.п.
И вот кажется такому идущему за этим крутым навесчиком бедолаге, что стоит на минуточку встегнуться в оттяжку, чтобы руки освободить, и все в ажуре. Встегнуться сил хватает, а вот выстегнуться порой уже нет. Или забываем от радости.
В этом варианте ни рапель, ни ФСУ ниже оттяжки толком не нагружены. Основная нагрузка приходится на оттяжку и ус.
Что упущено? Подсказывайте, плз.
Число веревок на отвесе вместе с положением зависания пострадавшего на них определяет исходную ситуацию и комплекс действий, необходимых спасателю для ее разрешения.
Очевидно, что каждый из перечисленных в теме "Общая классификация спасательных работ"
(viewtopic.php?t=281) принципиальных вариантов может иметь внутри себя различия по самым разным составляющим. При этом возможные сочетания дают нам не бесконечный, но довольно большой набор того, с чем можно столкнуться, оказавшись перед необходимостью оказать помощь кому-то зависшему на отвесе.
Давайте попробуем разобраться хотя бы в основных комбинациях. И начнем со спуска, так как при спуске происходит подавляющее число всех неприятностей на вертикалях.
Главное, что надо вычленить сразу - к чему (какой цепочке снаряжения) приложен вес зависшего
1. Варианты зависаний при спуске (1 веревка)
1.1 На самостраховке
При этом возможны следующие виды страховочных приспособлений
А. На зажиме одной из конструкций, присоединенном к обвязкам страховочным усом. При этом конструкция влияет на выбор варианта дальнейших действий.
Б. На схватывающем узле, расположенном выше ФСУ (чего греха таить, в горах и даже пещерах еще довольно часто можно встретить народ с верхними прусиками).
В. На нижнем схватывающем.
При всех вариантах нагружена рапель выше зажима, зажим, ус, присоединяющий его к обвязкам. ФСУ чаще всего нагрузки не несет.
Исключением является самостраховка нижним схватывающим, когда веревка в ФСУ и само устройство нагружены (спасибо Виталию за подсказку)
1.2. На автоблоканте.
Нагружено ФСУ и рапель над ним.
1.3. На любом типе спускового устройства, в которое попадают волосы, одежда или какие-либо неряшливые ремки.
Аналогично. Если даже спуск был с самостраховкой, самострах чаще всего не успевает натянуться - спускер зажевывает и тормозится раньше.
1.4. На любом типе спускового устройства, въехавшем в узел или спутку, с которыми спускающийся по каким-то причинам справиться не в состоянии.
Аналогично. Самострах не нагружен. Сидим на узле и только.
1.5. В кореме у промежуточного закрепления при Альпийской технике навески - в результате неуправляемого спуска или другим причинам.
В этом положении можно оказаться:
А. На нагруженном ФСУ,
Б. На дополнительном тормозном карабине (в случае отказа боббины),
В. На усе, если пострадавший упустил ФСУ, когда вместо нормальной страховки зажимом, страховался усом с карабином в корем.
Во всех случаях рапель нагружена как выше ФСУ, так и от него к ПЗ.
1.6. На отклоняющей оттяжке, которые применяются как в АСТ, так и IRT
Здесь возможны несколько вариантов:
А. ФСУ сидит в "кореме", образовавшемся у карабина оттяжки, при этом рапель нагружена и выше ФСУ, и ниже, так как такая ситуация возможна только если ниже есть ПЗ. Оттяжка тоже нагружена. Такая ситуевина получается, если проехать мимо оттяжки вниз. Для новичка может оказаться критично.
Б. Зависание на усе, встегнутом в оттяжку для ее перехода.
Этого категорически делать не надо! Но ведь делают... Конечно, когда оттяжки отклонения навешены неграмотно, с большими углами, без учета роста идущих следом и т.п.
И вот кажется такому идущему за этим крутым навесчиком бедолаге, что стоит на минуточку встегнуться в оттяжку, чтобы руки освободить, и все в ажуре. Встегнуться сил хватает, а вот выстегнуться порой уже нет. Или забываем от радости.
В этом варианте ни рапель, ни ФСУ ниже оттяжки толком не нагружены. Основная нагрузка приходится на оттяжку и ус.
Что упущено? Подсказывайте, плз.