Испытания , имитирующие обрыв основной веревки при спуске.
Проведенные испытания показали большую вероятность срабатывания самостраховочного устройства при условии правильного ведения его и психологической готовности к возможности срыва.
Испытывались различные самостраховочные устройства, располагаемые на «усе»--как наиболее распространенный способ самостраховки в отечественной вертикальной технике.
Наибольшее число тестов было отведено шанту петцль: наиболее распространенным способом ведения—«снаружи» за бобышки корпуса двумя пальцами (большим и указательным; остальные отведены в сторону)—10 тестов с положительным результатом из 10.
Должен отметить, что по моему мнению этот способ ведения шанта всё же менее безопасный, чем ведение двумя пальцами за бобышки , но из-под кулачка, со стороны уса. (4 положительных теста из 4)
Также значительное внимание уделялось самостраховке жюмаром Петцль при ведении его отводя кулачек пальцем сбоку, за фиксатор; но не открывая фиксатора—6 тестов с положительным результатом из 6.
В меньшем количестве тестировались другие способы ведения этих же устройств и другие устройства (см. таблицу)
Каждый «+» означает одно испытание, завершившееся срабатыванием самостраховочного устройства сразу. Случаев несрабатывания не было.
Кроме того, еще по одному разу тестировалась:
--Капля Альво-титаниум (Глен)—также с положительным результатом;
-- спуск на 2-х гри-гри (Intex)—при котором обрезание одной из двух веревок вообще почти незаметно.
-- Шант «в полугорсти» испытал П.М.—самостраховка сработала, но по его словам фактически он увидел момент перерезания , и отпустил шант одновременно с срывом.
Испытательный стенд представлял собой три независимых веревки, провешенные в свободном висе, вдали от стены (ствола дерева). Спуск начинался на высоте 25 м; верхняя страховка была отмерена таким образом, чтобы начать срабатывать в 10-11 м от земли.
1. Неподвижно закрепленная веревка—за которую производилась самостраховка тестируемым устройством (Коломенская, страховочно-спасательская, статическая веревка диаметром 10 мм).
2. Закрепленная через блоки «ходовая» веревка, по которой осуществлялся спуск участника на индивидуальном спусковом устройстве. Она была провешена таким образом, что закреплялась у земли, потом проходила через верхнюю точку испытательного стенда через блоки, и шла к спускающимуся. В месте закрепления у земли, перед каждым тестом эта веревка выбиралась на 5-6 м и фиксировалась 4 мм репшнуром, который и перерезался в максимально неожиданный для испытателя момент, моделируя обрыв ходовой веревки.
3. Верхняя страховка—также проходящая через блоки вверху и закрепляемая внизу динамическая веревка Lanex, пристегиваемая к беседке испытателя посредством двух карабинов, повернутых муфтами в противоположные стороны. Она пропускалась под верхней обвязкой испытателя для правильного позиционирования его в случае рывка.
Внизу эта веревка заправлялась в 4 отверстия амортизатора KISA, при чем с оставлением петель (слабины) после второго и после третьего отверстий. Это должно было максимально смягчить рывок. Однако оказалось, что вполне достаточно просто динамических качеств самой веревки: слабина между отверстиями в KISA почти не выбралась при срыве.
Перед каждым «срывом» эта страховочная веревка максимально выбиралась и аккуратно раскладывалась петлями на полиэтилене на земле.
Испытателю предлагалось спускаться на спусковом устройстве, самострахуясь определенным устройством, ведомым конкретным способом за вторую веревку. В неожиданный момент перерезался 4 мм репшнур, удерживающий слабину ходовой веревки. На удивление, из 32 тестов , в которых участвовало 7 человек, у всех сработала самостраховка. В какой то степени это объясняется готовностью каждого к срыву и непродолжительностью собственно спуска до момента срыва.
Влад.